Рейтинг
+3.40

Гармоничное мироустройство (Алфёров)

В формулировании необходимых сейчас новых основ общественных отношений (власти-народа, экономики-политики, разных этносов, разных классов и сословий, разных религий и культур) на примате действительной Личности, её целостности, творчества, самостояния, ответственности, – и состоит цивилизационная задача России. Вопрос Гармонии общественных отношений – это и есть вопрос России.
Такую задачу в своём историческом бытии, в отношении себя до настоящего времени не исполнила Россия. Это «протянутая задача», которая была источником многих испытаний России. И вот совпадают 2 задачи: национальная и глобальная… Такое совпадение – не миссия ли это; не долг ли, сохранившийся и выпавший нам? Опять для решения общих проблем… У Катехона по другому не бывает. «Время разбрасывать камни, и время собирать их»…
Сейчас ценности русской жизни заменяются «универсальными либеральными». «Онтологическое» заменяется на «технологическое». Делается то, когда русский человек творить не сможет…
Время – суметь сформулировать глубинные архетипы, глубинные смыслы, сохранённые в толще истории и народа. Время – создать новую понятийную сетку, адекватную всеобъемлющим вызовам человечества, создать новый аппарат мышления, новый тезаурус.
И во всей России подспудно зреет и идёт эта работа.

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ (эскизный проект)

I. Общий раздел (Введение) Поле ценностей проекта в целом Исходные ценностные опоры социального проекта (как личностное и общее) Цель проекта Концепт проекта Идеологемы проекта (как сверх-личностные смыслы проекта) Теоретические основы и общие принципы проекта Ключи проекта Пояснения к проекту и посылы II. Гражданское общество Идеологемы и постулаты этой части Принципы реализации Концепта в этой части Пояснения к проекту Общественные структуры и принципы деятельности Система общественной оценки деятельности власти Элита Образование (приоритет 1-го уровня)...

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ. IV. Экономическая система

Идеологемы и постулаты этой части: 1. Человеко-центричность экономики – это свобода человека от экономической зависимости; каждого – и собственника, и труженика – от своей, той, что не соответствует призванию. Не соответствующей призыванию – и значит уничтожающей свободу. Человеко-центричная экономика востребует и субъектность человека, и общность в общем деле. Человеко-центричная экономика – экономика, в которой человек и аспекты...

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ. III. Политическая система

Идеологемы и постулаты этой части: 1. Говорят, что всё – власть: предмет политики – власть, суть религии – власть, эффект философии – власть. Политика занимается властью, религия облечена властью, философия порождает власть… Но власть не принцип, а следствие конкретных отношений людей, и значит культуры. И феномен – не сама власть, но как раз сами отношения людей по поводу совместного целенаправленного действия – то есть политика. В...

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ. II. Гражданское общество

Идеологемы и постулаты этой части: 1. Гражданское общество – это не просто политизированное и структурированное общество. Это общество, которое выражает и воспроизводит свои ценности. И его институты формируются в пространстве принятия решений, в пространстве власти; в пространстве одновременно ответственности и свободы. Ответственная самодеятельность людей в устроении своей жизни – именно так можно назвать суть гражданского общества....

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ. I. Общий раздел (Введение)

Поле ценностей проекта в целом: 1. Ценности религиозных смыслов, смыслов над-человеческих. 2. Цивилизационные ценности, ценности традиции, культуры, человеческой общности. 3. Ценности развития сообщества не в противоречие духовности человека и сохранению природы; ценности развития человека и человеческого. 4. Ценности целостного-полного-конкретного восприятия; ценности добра, правды, служения. 5. Ценности правдивой истории,...

Эскизный проект политико-экономического устроения России (начало)

Содержание I Общий раздел (Введение) II Гражданское общество III Политическая система IV Экономическая система I Общий раздел (Введение) Исходные ценности социального проекта: 1. Мир и Жизнь для России и Земли, для человека и общества. 2. Гармония и Творческое созидание для человека и общества. 3. Добро и Правда, как основа общественного и личностного здоровья и нравственности 4. Дети, Семья и Труд, как...

(11) Есть ли (в чём) предназначение России, миссия России?

В минуты и дни потрясений, когда осыпается именно то, что в обыденной жизни слышится постоянно и видится основодержащим, когда уходят привычные подпорки социального устройства, привычки заведённой жизни, именно в этих обстоятельствах вызовов и поступков человек остаётся наедине со своей основой, со своей глубинной сутью, со своей матрицей смыслов, где только и остаются незримые ответы и опоры, опоры понимания и общности. Человек остаётся...

(10) Социальное проектирование

Что делать? Надо вернуть метафизическое измерение в нашу жизнь. Социальная же система, погруженная в материальные аспекты, должна способствовать, оставаясь в рамках своих законов – но всё же способствовать, а не мешать индивидуальному восхождению к Духу, и то есть общей пользе. В тонкостях, в деталях организация социума должна строить совместную самореализацию людей . Вообще, социальное проектирование – это процесс постоянный. И это есть...

(9) «Я» и «Мы». Национализм и нация.

«Я» и «Мы» – фундаментальная для Человека координатная линия. Как лежащие в основе деятельности, эти категории/стороны требуют от человека гармоничного их вмещения, пропорциональности. То есть требуют осознания своей природы. Причём постоянной рациональностью это не решается… Эти координаты проявляются и в том фундаментальном, что нет отдельного феномена «Человек», а есть – «Человек-Общество»; а ещё точнее – «Человек-Общество-Бог». В...

(8) Человек и Государство

Очень интересный момент сходства формирования человека и государства; который тоже можно было бы понимать, как проявление антропоцентризма. Человек становится собственно человеком только в обществе, и именно в первые 3 года младенчества. Причём «гениальность» всех детёнышей проявляется в том, что они вскрывают «порочный круг» сразу 3-х отсутствующих компонентов для построения речи и сознания: физиологического аппарата речи, самой речи и...

(7) Вопрос о душе и антропоцентризм (как проявление единства мира)

Вопрос о том, есть душа у человека или нет – это одна из основных мировоззренческих развилок. Если нет в этом единого понимания, разговор по общественным темам к единому не придёт, «диалектика» не состоится. Отсюда и отношение к человеку напротив. Как к средству (своему), или как к цели (его и всех). Как казаков принимали по одному вопросу: «Веруешь ли в Христа и Троицу?», – так и разговор о человеке и обществе (тем паче совместное...

(6) Нравственные критерии и устройство общества

Эта тема прямо следует из схемы предыдущей публикации. И суть её – в демонстрации на историческом и исследовательском материале невозможности применения неких универсальных подходов (понятийной сетки, методов) для адекватного понимания разных обществ/народов; ведь даже образное наполнение одних и тех же понятий неоднозначно у разных народов. Суть темы – в упреждении такого рода объективации. Это тема связывания этно-психологии с...

(5) Устройство сознания человека во взаимосвязях

Субъектность общества (действительная объективность) может состояться только через субъектность человека. То есть субъектность общества – это наведённая субъектность; как поле. Общество – квази-личность, лишь как сила общих, объединяющих целей и ценностей. И здесь главное то, что только человек сам по себе имеет свободу воли и способность творить. Но верно и то, что настоящее творчество связано именно с ядром традиции… Приведём здесь...

(4) Объективное и субъективное (соотношение); управление в мире

Обыденное понимание слов «объективность» и «субъективность» сопоставляет их с другой парой: «рациональность» (воспринимая её, как логичность, выверенность, целесообразность, умность, общезначимость) и «иррациональность» (воспринимая её, как вышеназванные качества с приставкой «не», что неверно, потому что это – «за-рациональное»). В обыденном, поверхностном восприятии два первые и два вторые элемента этих пар как бы представляют, характеризуют...

(3) Целостность систем, коэволюция, дарвинизм и этика, как дух целостной системы

Среди признаков понятия «система» одним из самых называемых является «эмерджентность», то есть появление в системе качеств/возможностей, новых по отношению отдельных качеств элементов системы. Реже называют наличие цели у системы, то есть чёткого функционального места; потом называют наличие структурных связей вниз и вверх: в под-системы и над-системы. Но требование и характеристика целостности почти не звучит. Целостность систем означает...

(2) Анализ и синтез

Здесь анализ и синтез нам интересны не просто, как 2 стороны познания. За ними стоит нечто большее в отношениях человека с миром; и даже в культурах. Об этом говорит Омраам Микаэль Айванхов (Михаил Иванов) в своём тексте (http://psylib.org.ua/books/omram01/txt29.htm). « Анализ – это схождение в материю, а синтез – восхождение к духу. Чем выше поднимаешься, тем больше уходят детали, но возникает целое, и начинаешь замечать больше явлений и...

(1) Добро и Зло: неотносительность для человека

В связи с этой темой сразу возникают ассоциации с вопросом о теодицеи (греч. θεός – Бог и δίκη – справедливость), об «оправдании Бога» перед лицом очевидного зла в мире. Вся обширная литература и простая логика этого вопроса сведена Н.Бирюковым в нижней схеме (http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_visual_aids/nbr_medieval_philosophy_dp.htm). В ней исходный вопрос ставится слева вверху (и вопросы идут слева курсивом), а...

(0) Метафизика и реальность

То, что с нами произошло, после исправления не должно повториться! Мы не должны больше терять наши истинные, глубинные, бытийно-метафизические смыслы, народные смыслы, и значит нашу организацию общества. Восстановленная во всю глубину нашего исторического бытия наша матрица сознания – национально-цивилизационные образы, понятия, категории – не должна больше быть выхолощена теми, кто управляет . Мы все должны более всего беспокоиться именно о...