УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ. I. Общий раздел (Введение)

Поле ценностей проекта в целом:

1. Ценности религиозных смыслов, смыслов над-человеческих.
2. Цивилизационные ценности, ценности традиции, культуры, человеческой общности.
3. Ценности развития сообщества не в противоречие духовности человека и сохранению природы; ценности развития человека и человеческого.
4. Ценности целостного-полного-конкретного восприятия; ценности добра, правды, служения.
5. Ценности правдивой истории, основанной на полных, достоверных и непредубеждённых фактах.

Исходные ценностные опоры социального проекта (как личностное и общее):

1. Мир и Жизнь для России и Земли, для человека и общества.
2. Гармония и Творческое созидание для человека и общества.
3. Добро и Правда, как основа общественного и личностного здоровья и нравственности.
4. Дети, Семья и Труд, как основа личностного и общественного здоровья и нравственности.
5. Единение, Красота, Сострадание и Тружничество, как глубинные наши струны.
6. Познание, Любовь и защита Жизни, объединённые понятием Смысла и Жертвы, как назначение человека и результат социального проекта.
7. Целостность и Радость бытия, Вера и Разум, Служение и Честь, Свобода и Справедливость, как неразрывные пары смысла при жизни в реальных ценностях.

Цель проекта:

Создание социальных основ для реализации призвания России по обретению новых мировоззрения и уровня человечества.

Концепт проекта:

1. Целостность/Гармония и человеко-центричность в сферах общества, как социальная база целостности/адекватности и творчества человека для общего созидания и мира, природосообразности и Богосообразности.
2. Опора на ценности, смыслы Русской Цивилизации (1) (см. выше).
3. Опора на движение к высшей природе и здоровью человека: его целостности и гармонии.

1) Цивилизация – это культурно-исторический феномен, связанный с определённой территорией, формирующийся на объединяющих людей смыслах и ценностях, которые определяют приоритеты духовного и социального развития.

«Русский мир» – это название (имя собственное) хроно-пространственному (гео-историческому) бытию, связанному с Русской равниной и русской культурой (как ядром), запечатлённому в памяти народов, связывающих себя с этим хронотопом и формирующих тем самым общую ценностно-смысловую матрицу и общую судьбу. Поиски этого Мира в разных сферах общества так или иначе связаны с решением вопросов соразмерности целого и части, то есть с вопросами о Гармонии.


Идеологемы проекта (как сверх-личностные смыслы проекта):

1. Призвание человека – есть призыв состояться по промыслу. В этом – общий, объединяющий смысл человека и общества.

2. Каждый человек отвечает перед Богом, обществом и собой. Это неразрывные 3 стороны блага. Каждый призван быть элитой; чтобы была жизнь. В искажениях, в профанации – общая ответственность. Не надо искать крайнего; «раб делает господина; и наоборот».

3. Гармония заключается в соразмерности, в соответствии целого и частей. Соотношение целого и частей – главный вопрос гармонии во всех предметных областях. И он решается в параметрах пропорциональности, свойственной предмету, свойственной некой глубинной его функциональности в причинности над-системы.

Гармония, как идея, как смысл (то есть сверху) – это естество мира, это целостность. Гармония, как технология (то есть снизу) – это пропорциональность (или мера). Для гармонии её содержанием, сутью, её онтологией является целостность. А инструментом практики, критерием реализации является пропорциональность (или мера).

Именно через ощущение пропорциональности, меры мы воспринимаем Гармонию, как Красоту. А через ощущение целостности – как Порядок или Истину.

4. Справедливость реализуется в возможности развития и реализации призвания человека; в этом значение для человека/общества. Справедливость – проектна, она исходит из разума и сердца. Свобода – завещана, она – начало, условие бытийствования; а развиваясь в обществе, мы вместе восходим в её качестве. Свобода – условие и качество справедливости. А справедливость – устой свободы. Справедливость – задача; свобода – результат.

Это постоянное дыхание – Призвание и Целостность, выход на новые уровни и возвращение в центр с новой полнотой…

5. Собственный национальный проект – основа стратегической субъектности и привлекательности. Устроение России – это обретение её гармонии; которая сейчас нужна и миру в целом.

6. Девизом проекта является «Восстановление Русского мира: восстановление Русской земли и восстановление целостности мира».

Теоретические основы и общие принципы проекта:

1. Основой человеческого сознания – и при формировании в младенчестве, и в течение жизни – является человеческий душевный контакт, запечатление образов. Ни человек без общества, ни общество без человека не существуют. Человек и Общество существуют не как отдельные феномены, но, как 2 стороны одной системы. Человек и общество – 2 стороны одного феномена «Человек/общество» (2). Культура – это связь, дух этого феномена. Культура и социальное взаимодействие имеют единую природу и взаимосвязаны. Культура – это качество взаимодействия, которое в свою очередь составляет значение культуры.

2) Понимая это так, но говоря о социальных явлениях, мы по-прежнему будем говорить «общество».

2. «Власть и Общество» – основной силовой и исторический диполь отношений в общем поле полномочий управления. Военно-политически организованная и структурированная власть образует государство (властную систему). Структурированное и культурно-политически организованное общество – есть гражданское общество. Государство и гражданское общество образуют пропорцию власти и властный баланс. В наше время происходит сдвижение этой пропорции в сторону общества. Это объективный тренд. И он выдвигает требования к человеку.

3. Характеристическая общность: Церковь, Цивилизация, Нация, – собирается на неком характеристическом аспекте. На аспектах, принципах глубинного (бытийного) уровня собираются группы, которые можно называть общинами. Именно так мы выделяем «религиозную общину», «этническую общину» (диаспору) и «культурную общину» (связанную обычаем, в том числе в хозяйствовании). Религиозная община составляет в пределе Церковь. Этническая община через погружение в политическое составляет в пределе Нацию. Культурная община составляет в пределе Цивилизацию.

Церковь начинается не на экономике, Цивилизация – не на политике, Нация – не на культуре. Но потом реальная жизнь, конечно, возвращает к функциональной полноте.

Цивилизацию формируют Культура и Хозяйствование (технологии). А с политикой (властью) она лишь взаимодействует, реализуясь в государстве. Цивилизация – это культурно-технологический общественный феномен.

Нация собирается на политической (управленческой) и экономической выгоде (эффективности). Нация – это властно-экономический общественный феномен. Нация строится из «соседей»; по месту жительства, месту работы, по интересам и правилам совместной жизнедеятельности. Общая культура, общие ценности (общие критерии) здесь не обязательны.

Церковь – держатель (хранитель) духа и проводник власти. Именно в этих аспектах она проявляется, как властно-культурный общественный феномен. И экономика для неё (её метафизической задачи) – это абсолютно вторичное; даже – последнее.

Нация, как общность, актуальна на стыке политики и экономики. Церковь, как общность, задействует сферы культуры и власти. Народ проявляется/объединяется в культуре и хозяйствовании. Три типа общности – между 3-мя стромами общества.

4. Россия, являясь «вотчиной» Культуры, выражаясь и собираясь на Культуре, имеет своей характерной общностью как раз Цивилизацию, а характерный, необходимый ей тип представительства – профессионально-сословный. Находясь в историко-географическом пространстве, где происходило движение народов и этногенез, её уделом стала Держава, как симфония народов, как антиколониальная властная полномочность, как государство-цивилизация.

5. Управление в социуме – это управление энергиями; мотивами, чаяниями, эмоциями людей. Общества отличаются тем, где, в чём клубятся эти энергии, куда направлены интересы человека. Отсюда и разные способы реального управления обществом, направления людей. В капиталистических обществах (прибыль-ориентированных, распределённых) направленностью и воплощением таких энергий является прибыль, люди гонятся за ней. Как управлять такими людьми? – Просто. – Обещать и превозносить свободу, превозносить нацию над другими, и при этом над демократией иметь тайную власть денег, рекрутирующую в «элиту» по необходимым качествам и предоставляющую известность и трибуну. В централизованных обществах общественные энергии сосредоточены на идеальных мотивах, на идеологии; и если идеология или её воплощение далеко от народных ценностей, то ликвидация трещины между властью и обществом может оказаться очень обманной и трагичной.

Сами экономические структуры сами по себе стремятся к стабильности, всеми средствами подавляя внешнюю конкуренцию. В конечном итоге этот вектор приводит к закрытой, застывшей экономике и поляризованному социуму. Это одинаково и для казарменного социализма, и для глобального капитализма: и там, и там – власть олигархии; в первом случае – идеологической, во втором – экономической.

6. Дело даже не в том, происходит управление в экономике через прибыль у конечных экономических субъектов или в рамках взаимозачёта их деятельности и покрытия расходов. Прежде всего, нельзя спутывать эти системы. А успешность зависит от особенностей: климатических, технологических, кибернетических, человеческих, культурных, внешнеэкономических, духовно-научных…

В конечном итоге всё зависит от целей и ценностей, от состояния человека. Прибыльная экономика может быть и экономикой начального накопления капитала в обществе индивидуалистов, и экономикой высокоорганизованного открытого общества с целями/смыслами развития человека. Бесприбыльная экономика может быть экономикой нео-концлагеря, куда сейчас США ведёт весь мир, и может быть экономикой высокотехнологичного, интегрированного и духовного общества; здесь наибольшая крайность позиций.

7. Сквозной вопрос Новой истории, который сконцентрировался в данный момент – о том, что должно быть выше: Политика или Экономика, Государственность или экономическая жизнь – какие первенствуют мотивы/смыслы жизни, какие приоритеты. Речь не о соотнесении пропорции Власти и Общества, а именно о соотнесении первенства Общей власти или бизнес-власти. Здесь не должно быть иллюзий. Организующее начало государственности (общей власти) нужно не только обществу в его властно-управленческом становлении, причём адекватном, взвешенном становлении. Государство очень необходимо экономической жизни, как та самая «внешняя сила», которая как раз и позволяет избежать мертвенного баланса замкнутой по своей природе экономической системы, позволяет разомкнуть её механизмами налогов и прибыли без разрушения, которая может создавать и впитывать необходимую экономическую неравновесность на благо всему обществу.

И здоровая власть не может терпеть рядом альтернативный источник перераспределения общественного богатства и власти, не может разрешать ссудного процента, – механизма, по действию аналогичного прибыли, но приводящего к разрушению общества через крайний экономизм хрематистики. Валютная система должна быть только державной по причине и источнику эмиссии.

Указанный вопрос – не абстрактно-вневременной, но своеместный. Целевая функция общей власти (государства) – в становлении адекватной власти общества. И решение этого возможно теми методами, которые позволяет текущее состояние людей/общества…

8. Культура, Политика, Экономика – обязательные элементы общества, как целостной системы, общества, как такового. Общество не может быть без любого из этих элементов. И рассматривается общество через эти сферы – целостно. Культура – дух общества, политика – как речь, коммуникация – душа общества, экономика – тело общества.

9. Человек воспринимает глубинные смыслы своего народа, как ценности. Вбирая смыслы цивилизации, он не просто кладёт их рядом, но в силу особенностей операционной целостности в каждый момент замещает ими какие-то другие… Унификация смыслов под ценности одной цивилизации – даже если они это «полная и окончательная свобода и демократия» с соответствующим «экспортом свободы» – приводит к дестабилизации, нежизнеспособности и тоталитарности общепланетарного социума. Более того, сам «экспорт» (силовое навязывание) своих ценностей во вне – это начало внутренней деградации.

10. Решение вопросов в рамках компетенции должно быть там и в тот момент, где и когда они возникают, а не растягиваться в пространстве и времени. Это общий принцип нормального управления. Социум – это целостная система, она не может разрываться для управления отдельно на непроницаемые сферы экономической и социальной жизни. Социальная устойчивость и развитие должны возникать уже в сфере экономики. А не благодаря посредничеству государства, тем более – отсроченному. Роль государства – обеспечивать направление к социальной гармонии и развитию человека, в том числе соблюдение правил, этики, целеполагания, в том числе сохранение и жизнь ценностей.

11. Проекты – для людей. И сами люди должны быть готовы к проекту. То есть принимать идеологию проекта и сами реализовывать его. Искусство проекта – в закладывании путей общего развития; в предложении видения такого пути, в пробуждении творчества и роста, в возможности подстройки с изменением состояния общества.

12. Содержанием реформ является справедливость. Итогом и проверкой – состояние человека. Жизнь, её организация должна давать человеку волю, формировать волю… Промысел, человек и общество определят долю. Внутри себя человек сформирует мир.

13. Люди хотят просто быть счастливы: творить, иметь детей, впитывать мир, улучшать его, делать большие дела… Но не заниматься экономикой или чем-то ещё самими по себе. По 5% тех, кто склонен быть предпринимателем или юристом… Не в этом смысл жизни. А в том, что она становится лучше.

14. Социальное не отвергает естественнонаучное. Но нужно находиться в нём самом, в его специфике, в жизни; нужно не силовыми методами внедрять «естественнонаучность», но в нём самом находить особенность реализации фундаментальных отношений.

Ключи проекта:

I. Целостность, Гармония, Вмещение, Мир, Воля, Судьба, Предельность, Многообразие, Смысл, Субъектность, Творение, Человек, Начала, Зерно, Страум общества, Цивилизация.

II. Традиция, Ценностно-смысловая матрица, «Русский мир», Сварод, Самоуправление, Самодеятельность, Институты Гражданского общества, Семья, Образование, Качество, Элита, Субъект развития, социальные IT-системы, Клятва Сократа, Народоправство.

III. Государство-цивилизация, Профессионально-сословное представительство, Верховный триумвират, Государь, Воздарий, Создарий, Сенат, Русский Собор, Открытое голосование, Совет сословий, Совет регионов, Квалификационная коллегия судей.

IV. Человеко-центричная экономика, Экономический круговорот, Управление прибылью, Полнотоварная валюта, Макро-регуляторы, Ремиссия прав собственности, Гармонизация доходов, Коридор рентабельности, Инвестиционные облигации, Национальная Инновационно-Инвестиционная Система, Интегрированная система качества, Открытая патентная система (связь с внедрением), Легитимизация приватизированных активов.

Пояснения к проекту и посылы:

1. Социальный проект представлен через системы регулирования (управления) в 3-х сферах общества. Причём Культура – её аспекты воспроизводства и формальное проявление в обществе – представлена процессами Гражданского общества; их организация обозначена схематично.

2. Данный проект – «идеальная конструкция». «Идеальный проект» – не вневременной, не футуристический. Он привязан к обстоятельствам и окружению нашего времени, и имеет обозримое время реализации; то есть он выстраивает направляющие для чёткого и плавного изменения курса, для продвижении к цели с минимизацией издержек. Порядок реализации – см. отдельный раздел.

3а. В контексте «идеального проекта», принят, например, именно прибыльный (стоимостной, товарный) тип экономики, но с системными регуляторами, устраняющими деструктивность «прибыль-центричности», и с механизмами плавной подстройки (см. раздел экономической системы).

3б. Поэтому оставляется и сильная роль государства, но при другой организации отношений власти и общества, когда политическая коммуникация основана на развитом общественном секторе и профессионально-сословном представительстве.

4. Знаменателем проектных построений (общей целевой функцией) является нравственное и творческое становление и само-стояние человека. И выбирается вариант, позволяющий развиваться человеку/обществу поступательно и эволюционно.

Охранение и развитие – у человека, устойчивость и эффективность – у общества. А абсолютные права человека на земле – это абстракция и абсурд.

5. Степень конкретности: до механизмов и институтов. Но не до цифр: ставок, сроков и прочей численности. Что здесь просто не приводится. Вторичные, следственные аспекты – по усмотрению степени системности – не рассматривались; но названы.

6. То, что в проекте – это заявление общей системы, это требование взаимосвязи. Это – система координат, система ориентиров. Она основана на определённом понимании целесообразности – на требовании смысла человеческой жизни и требовании эффективности общества – для человеческого.

Сентенции исходных идеологем – это формулировки взаимосвязей, проявляющие мировоззрение, мотивы бытия и являющиеся основой для механизмов Они – «предзадание на проектирование». Спорить начинают с них…

7. Прочувствуйте общий строй. А более детальные, особенные, защищающие механизмы, в том числе порядок мер, есть или будут дописаны… Проект открыт развитию. Полнота его и детализация будут соответствовать продвижению к реализации.

8. Дополнительные обоснования, разъяснение понятий, терминов, механизмов – в книге «Путь Мира».

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.