(2) Анализ и синтез

Здесь анализ и синтез нам интересны не просто, как 2 стороны познания. За ними стоит нечто большее в отношениях человека с миром; и даже в культурах. Об этом говорит Омраам Микаэль Айванхов (Михаил Иванов) в своём тексте (http://psylib.org.ua/books/omram01/txt29.htm).

«Анализ – это схождение в материю, а синтез – восхождение к духу. Чем выше поднимаешься, тем больше уходят детали, но возникает целое, и начинаешь замечать больше явлений и вещей; чем выше поднимаешься, тем больше вынужден синтезировать. Благодаря этому синтезу видишь единство, потому что открываешь в принципе связь, существующую между вещами, и так идёшь к истинному знанию. Знать – значит, смотреть с самой высокой точки зрения на любое понятие, и это знание даёт силу, здоровье, радость. Сила, радость и здоровье достигаются только объединением и сосредоточением всех энергий в одной единственной точке, там, где нет никакого раздвоения".

Анализ – это схождение в материю; чтобы уметь анализировать что-то, надо приблизиться к этому и разделить, чтобы лучше изучить. Но мало-помалу это разделение на части вызывает смерть. Впрочем, смерть есть не что иное, как совершенный анализ. Тогда как рождение, напротив, есть синтез: элементы собираются, создаётся целое, и вот рождается ребёнок! Рождение ребёнка – это символ синтеза всех энергий и частиц.

Синтез – это жизнь; анализ – это смерть. Вот почему так распространённое сегодня стремление к анализу опасно. Все специалисты, к примеру, – это аналитики. Они останавливаются только на одной теме или детали и пренебрегают всем остальным, тем целым, чем является человек или Вселенная, например. Значит, они идут прямо к смерти. Конечно, специализация необходима, и специалисты, хорошо знающие детали, нужны. Но, анализируя, перестаёшь видеть целое.

…Это стремление к разделению так утверждается, укрепляется и подчёркивается во всех науках, что повлекло за собой изменения в нравственной и духовной жизни: каждый хочет отделиться, изолироваться от других, а это означает враждебность, необъективность, войну… Вот результат анализа. …Все за анализ: делить, дробить, раскалывать. Даже в семьях все стали такими аналитиками, что ничего не выносят и постоянно готовы придираться по мелочам: мать и отец, родители и дети… …Любовь – это синтез; когда любишь, всегда хочешь приблизиться, собрать, объединить. Через анализ учатся, через синтез чувствуют и живут. Анализ не даёт почувствовать что-то значительное, тогда как синтез, возможно, ничему не учит, но он расширяет сознание, благодаря ему чувствуешь и живёшь в восхищении и экстазе. И если сегодня люди уже больше не способны переживать божественные, небесные состояния, то лишь потому, что слишком погрузились в анализ. …Если вы <кого-то> любите, …вы любите его таким, какой он есть, вы чувствуете всё его существо, вы вибрируете в унисон с ним – это синтез. Но если, случается, вы рассержены на него, в силу вступает анализ, и вы разбираете его по косточкам. Но как только к вам возвращается любовь к нему, вы его прощаете, потому что видите целое и забываете о деталях. Синтез не останавливается на мелочах в противовес анализу, который не только фиксирует своё внимание на них, но смотрит на них через увеличительное стекло…

…Знать означает смотреть на всё с самой высокой точки зрения, чтобы видеть всякую вещь целиком. Да, настоящее знание заключено в синтезе. Знание, обретённое с помощью анализа не истинно, оно поверхностно и неполно. Изучая элементы отдельно, вы не сможете познать что-то значительное. Чтобы действительно познать, вам надо соединить отдельные части между собой, чтобы создать что-то, чего они не могли в отдельности, и это что-то и есть жизнь. Истинное знание заключено в жизни. Разделите элементы – и жизни больше нет. Пусть вы узнаете, что у такого-то элемента такое-то свойство, такой-то запах, вкус или вес, но это не главное знание, потому что оно не несёт жизни. Когда вы соберёте все элементы, создается что-то новое и это что-то есть жизнь. Вы можете узнать все свойства элементов, но пока нет жизни, нет и истинного знания. Настоящее знание, позволяющее вам взглянуть на целое, и есть знание единого целого. Целостность – это самое главное, потому что позволяет вам соединить, слить все силы, все энергии в одной точке; в этот момент эти силы усмиряются, гармонизируются, они работают вместе, и вы становитесь могущественными. Эта цельность, единство принадлежит как раз духу.

Если у людей нет до сих пор этой философии, то лишь потому, что они пошли по пути материи. Это хорошо, это замечательно, они делают открытия, приобретения, но если будут продолжать в том же духе, то так удалятся от этого единства духа, лишь одного способного поддерживать гармонию между людьми, что станут враждебными, эгоистичными, и кончат тем, что разрушат себя…

…Встав на путь материи, люди готовы уничтожить себя. Они думают, что будут свободны, а они будут повержены наземь. …Если вы работаете в мире материи, принимая точку зрения духа, вы возьмёте верх над ней; она будет вам повиноваться, потому что увидит, что вы сильны. В противном случае она не будет слушаться вас, а скажет: «Вот здорово, мне удалось обвести его вокруг пальца, он выполняет все мои желания и капризы. Очень хорошо, воспользуюсь-ка я этим, и он станет моим рабом?» Вы знаете, материя ведь не боится человека. Он же, отбросив дух, увидит лишь то, что увидит, потому что никому и никогда не удавалось таким образом освободиться от материи; чем больше к ней привязываешься, чем больше она тебя опутывает, тем хуже это кончается.»

Да, синтетический взгляд (ценностно-целевое ощущение) должен быть изначально, а не после аналитического. Иначе это будет «анализ душевнобольного»…

Познание. Некоторые понимают его, как усвоение информации и комбинирование фактов, то есть чисто компьютерно. А на самом деле живут в человеке смутные образы, и они узнаются им в вопросах, над которыми работает человек, к решению которых он стремится. Так иррациональное кристаллизуется вниманием субъекта в рациональное знание, меняя и субъекта.

Вообще, вся суть уже содержится в исходных понятиях, в пространстве которых бьётся мысль. Важно знать только исходные слова, принципы. Важно чувствовать дух исходных слов, в их переплетении и в авторских нагрузках/приоритетах. И дальше для понимания уже можно не читать, (если только не хочешь получить эстетическое удовольствие и фактуру от авторского построения мысли, от «художественного вития», иль не занимаешься критикой), дальше почти всё понятно… Зерно есть, и из него вырастет, вытянется нечто украшенное субъектом, его опытом. Украшение может быть разное. Росток же понятен…

Вы спросите – а какие ваши ключи? Они перед вами и постоянно звучат (в рамках общих тем Общества, Экономики, Истории): Целостность, Гармония, Вмещение, Мир, Воля, Предельность, Многообразие, Смысл, Субъектность, Творение, Человек, Традиция, Начала, Зерно, Цивилизация… Дальше будут некоторые новые слова, как новые опоры, вводящие в новые отношения. И дальше необходимо почувствовать дух связи между всеми этими понятиями. И это труд вашего сердца…

И здесь остаётся наш общий вопрос о наборе ключей для «Нового века»…

1 комментарий

FKspartak
Согласен, интересно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.