Построение солидаризма - русский путь

Евразийский проект (Дугин) /
В условиях, когда идентичности русского народа нанесен колоссальный ущерб либеральной идеологией, солидаризм может оказаться спасительной путеводной нитью

«Солидарное общество: ценностные ориентиры и механизмы формирования» — идея, которая объединила учёных — социологов, политологов, экспертов в разных областях — в рамках научно-практической конференции, прошедшей 31 января 2013 года на базе Белгородского государственного университета.

Следует отметить, что идея солидаризма занимает умы правящей элиты «Белогорья» уже не первый год, поэтому-то Белгородская область и оказалась в авангарде ее воплощения. Как заявил, открывая мероприятие, первый заместитель губернатора Белгородской области Валерий Сергачёв, «мы первые начали строить солидарное общество. Никто из регионов пока не нашёл идеологической основы. Солидаризм должен строиться на основе традиционной славянской культуры».

«Нужна политическая воля и отказ от двоемыслия сверху. Сегодня нам нужна элита, причём искать её надо за пределами нынешнего государственного аппарата. Мы все погрязли в бюрократизме».

Целью собравшихся на конференции и стало обсуждение возможности построения солидарного общества в одном отдельно взятом регионе России. Главная же задача, которую предстояло разрешить ученым — найти идею построения общества, альтернативную либеральной.

Солидаризм как концепция получил широкое распространение в начале XX столетия в качестве идеологического ответа марксистскому тезису о классовой борьбе как движущей силе общественного развития. Будучи направленным против марксизма, солидаризм в то же время явился реакцией на подчёркнуто индивидуалистические установки буржуазной идеологии эпохи промышленного капитализма.

Антилиберальный настрой идеологии солидаризма подчеркнул гость конференции из Москвы, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ Валерий Коровин. В своём докладе «Евразийский солидаризм: имперский принцип регионального развития» политолог подверг критике не только индивидуализм и либеральную идеологию, с начала 90-х годов прошлого века практически разрушившие российское общество, но и идею буржуазного государства-нации как таковую.

Альтернативой государству-нации Коровин видит не что иное, как имперское устройство: «Империю надо рассматривать как технический термин — как стратегическое единство многообразия, объединяющее коллективные субъекты — автономии. Империя — это совокупность автономий», — заявил представитель ЦКИ. Не осталось без внимания докладчика и навязанная извне химера «гражданского общества». По мнению Коровина, «региональная идентичность — антипод гражданскому обществу», лишь атомизирующему представителей русского народа, лишающему их идентичности. Именно поэтому «начать надо с формирования региональных солидаристскиех групп».

Несколько позже эту мысль поддержал другой московский гость — представитель Всемирного Русского народного собора Олег Костин, — отметивший в своём докладе, что в последние два десятилетия идентичность русских сильно подорвана: «Вместо русского народа — безликое население», — подчеркнул Костин.

В основе же солидаристской идентичности, напомнил Валерий Коровин, лежит идея взаимовыручки: «Служение обществу — главная цель солидаристского общества, для его представителей целое важнее частного», — подытожил эксперт, отметив важность холистского подхода для русского общества.

В этом Коровина поддержал и исполняющий обязанности ректора «Белгородского государственного национального исследовательского университета» Олег Полухин, заявивший о том, что «решение только лишь социально-экономических проблем не может игнорировать качество человеческих отношений».

Генеральный директор «Центра социально-консервативной политики ЦФО» Александр Тюриков, в свою очередь, заявил о том, что солидаризм является альтернативой «обществу разорванному, индивидуализированному, приводящему к бегству человеческого и финансового капитала». По мнению социолога, либеральные концепты с их выпячиванием на первый план «торгующего индивида» привели к тому, что «политика ушла в непубличную сферу. Ничего человечного, только бизнес», — констатировал он, назвав данный подход «порочной логикой».

Принципы же, на которых веками стояло русское общество, совершенно иные. Об этом в своём докладе о перспективах реализации Концепции формирования регионального солидарного общества высказался начальник научно-исследовательского отдела Белгородского филиала МЭСИ Виктор Овчинников. По мнению учёного, нам сегодня как никогда нужен «Русский путь соборной жизни». Профессор подчеркнул, что «жизнь людей должна быть общинной и соборной и строиться на традициях». Именно «сознание, совесть, душа находятся внутри человека, а потребности, — которые так выпячивают либералы, строя свои разрушительные для нашего общества модели, — вне его».

«Аналог термина солидарность сложился в церкви и означает соборность. Церковь существует в единстве многообразия всех своих членов. В основе принципов солидаризма лежит христианская антропология».

В том же антилиберальном ключе, что и Овчинников, высказался руководитель научно-образовательного центра социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета Валентин Бабинцев: «Ультралиберализм — огромный риск». При этом докладчик сослался на работы французского философа Ги Дебора, отметив, что сегодня даже в России реальное общество подменяется спектаклем: «Власть делает вид, что что-то реализует, а мы делаем вид, что им верим». Это утверждение было поддержано собравшимися, разразившимися бурными аплодисментами.

Валентин Павлович также предложил собравшимся «отказаться от двоемыслия»: «С одной стороны, мы за солидарное общество, но своими поступками показываем, что на самом деле нам нужно что-то совсем другое». На основании приведённых аргументов докладчик предложил собственную формулу выхода общества из мировоззренческого кризиса: «Нужна политическая воля и отказ от двоемыслия сверху. Сегодня нам нужна элита, причём искать её надо за пределами нынешнего государственного аппарата. Мы все погрязли в бюрократизме», — подытожил учёный.

Несмотря на единодушный антилиберальный пафос докладчиков, вопросы экономики все же не остались без внимания. В своём выступлении руководитель Евразийского экономического клуба Михаил Анисимов, представивший доклад «Горизонтальные межрегиональные связи в рамках реализации задач евразийской интеграции», рассказал об экономической теории Фридриха Листа. Согласно данной концепции, напомнил оратор, «в случае помещения в равные условия двух экономик, состояние которых различно, то есть одна развита, другая пребывает в упадке, — богатая страна обогащается ещё больше, а бедная — беднеет. И, наоборот — когда объединяются две не слишком развитые экономики, обе они в результате начинают подъём». В контексте этого Анисимов обратил внимание собравшихся на актуальность создания территориально-производственных комплексов и предложил идею интеграции Белгородской области и Харьковской области. По его мнению, это могло бы стать реальным примером «горизонтальной евразийской интеграции».

Необходимость налаживания горизонтальных связей между регионами отметил в своём докладе и советник губернатора Ульяновской области, глава Ульяновского филиала Изборского клуба Дмитрий Ежов, выступивший с докладом «Пропаганда консервативных ценностей на региональном уровне: трансрегиональная идеологическая интеграция». Как считает Дмитрий Петрович, «центр сегодня не выполняет консолидирующей роли, которой требует Россия. Вокруг много людей, у которых забрали одну идеологию, но забыли дать что-то взамен. Жизненно важной в этой связи становится региональная инициатива», — заявил политолог, отмечая заслуги в становлении региональной идеологической модели белгородских властей.

По словам Ежова, в данный момент, в ситуации практически полного отсутствия государственной идеологии в России, именно Изборский клуб является антикризисным идеологическим штабом. «Нам нужна пропаганда традиционных и консервативных ценностей», — отметил докладчик. Ежов уверен, что федеральный центр должен признать стратегическую дальновидность губернатора Белгородской области Евгения Савченко. «Опираться надо на Россию, на ценности, отступать некуда», — уверен политолог.

Завершил конференцию доклад представителя Русской православной Церкви Московского Патриархата игумена Серапиона (Митько). Внимательно выслушав предыдущих докладчиков, и проанализировав все признаки, перечисленные учёными мужами, игумен Серапион пришёл к выводу, что «солидарное общество уже построено, и это Церковь Христова». Однако, считая веру Христову единственно верной, представитель РПЦ МП оговорился, что «по принуждению истину не выбирают». Вместе с тем, по его мнению, «аналог термина солидарность сложился в церкви и означает соборность. Церковь существует в единстве многообразия всех своих членов. В основе принципов солидаризма лежит христианская антропология», — уверен докладчик.

В мероприятии также приняли участие первый заместитель начальника департамента кадровой политики Белгородской области Ольга Альбертовна Павлова, глава ООО «Ноосфера» Владимир Иванович Белов, другие учёные, политики, общественные деятели, а также главы районов и муниципалитетов со всей Белгородской области.

1 комментарий

Алексеич
Служение обществу невозможно без нравственного и духовного фундамента — атеистический социализм это убедительно доказал. Человек, считающий, что после смерти -только черви. неизбежно придет к лозунгу типа «Бери от жизни все!». Такой фундамент создает только религия. Но наша ПЦ внутренне разложилась и в настоящее время таковым быть не может. Без санации ПЦ никакой идеологии мы не создадим. Предлагаю свой проект ГИ — куда выслать файл?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.