Идеологии уходят. Приходит смыслология

Блог им. Сергей_А_Алфёров /
Идеологии – феномен «времени прогресса», феномен осевого, сугубо линейно-векторного восприятия времени, типа «было – и прошло», откуда по цепочке уже – «победитель получает всё». Мораль идеологий – «победа любой ценой, цель оправдывает средства», и дальше – по упрощению, по нисходящей. Всё уходит в простоту крайностей, всё равняется под восприятие худшего. Общество опускается в упрощении и нивелировании, а не поднимается в многообразии и целостности… Но время идеологий, как идеологий, закончилось. И появляется другое – смыслология. Закончилось время частностей и противопоставления, начинается понимание общего, целостного, глубинного. Начинается время Осознания, время Метафизики и её проявления – Культуры. Только-только начинается – как вызов выживания…

Идеологии закончились, и новых больше не будет. Идеологии являлись частностью большой реальности, они выхватывали отдельный аспект, отдельную сторону отношений этой реальности. Как частность, они были лицом других частностей – партий.

Любая идеология, как обслуга, оправдание и убеждение для власти, должна иметь ответы/рецепты в политической жизни и должна быть технологична. Она – некий свой общественно-политический комплект:

1. свой субъект, свой носитель идеологии,
2. своё понимание устройства общества, типология общества, социология, политическая стратификация,
3. своё объяснение движения истории, понимание движущих сил истории.

Не осталось в «общественно-историческом загашнике» больше отдельных реальных групповых исторических субъектов. Уже всё перепробовали в отдельности, как связанное в группу материальным или биологическим фактором: народ (этнос), разные классы, разные слои под своим соусом/интересом. Не осталось больше какого-то отдельного нового интереса. А все остальные привели в никуда… И остался просто Человек…

Также и с пониманием общества и истории в неких отдельных – знакомых, близких отдельным группам – понятиях. Последняя идеология, как смыслология, будет «идеологией целого». И она будет развиваться, как целое, вмещая всё новые культурные общественно-политические краски в свою палитру. Из неё уйдёт возникающий перекос, необоснованное искажение преференциями отдельным идеям. Понятия и процессы получат свой масштаб, своё место в приоритетах Культуры в целом, человеческого развития в целом.

Идеологии закончились, и новых больше не будет. Народы воплощали в своём бессознательном, в своей ментальности какой-то из аспектов бытия; потому что целостно осознать, выразить и вместить сразу все аспекты бытия люди в массе своей не могут. Для такого осознания/вмещения нужен путь, нужен опыт; накопленный в поколениях и социальных проектах. Народы, выйдя из ядра своего целостного бытийствования без осознания крайностей, разбредясь каждый в своё, по своей ментальности, по своей типологии, получив в истории свою возможность в своё время развить свой принцип, выразил одну из сторон Бытия, одну из сторон Истины. И сейчас человечество прошло по кругу, по Большому историческому кругу. Последний 2500-летний этап, особо ускорявшийся в последние 500 лет, был связан с осознанием Мира через экономику, и был связан с «западной цивилизацией», с индивидуализацией и с построением нации. Здесь тоже были свои крайности – самые крайние, самые последние, самые отрицающие целостность – чтобы уже на краю вернуться на новом уровне синтеза, на новом уровне осознания и при сохранении многообразия, вернуться/подняться к целостности – в упорядоченности, в цветении разного на общее благо, в своеместности, в культуре и гармонии.

Идеологии уходят. Приходит смыслология, субъектная ответственность. И это будет время нового Качества.

5 комментариев

Сергей_А_Алфёров
Опубликованный в Ру-нете текст «Идеологии уходят. Приходит смыслология.» вызвал разговор (http://gidepark.ru/user/385132664/content/1280403). Думаю, друзья не обидятся, объединением здесь их комментов под одним ником «БББ».
БББ:
В словаре можно найти следующие определения. «ИДЕОЛОГИЯ (гр. idea – «мысль, идея» + logos – «слово, учение») – система взглядов, представлений, идей какого-л. общества, класса, политической партии; система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются от-ношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на за-крепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.» Так ли Вы понимаете этот термин?
ААА:
В начальных строках исходного текста тоже есть определение. В чём противоречие?.. В обоих подходах явно выделена партийность, частность. Основная речь текста именно об этом. В нём не отрицается необходимость «путеводительства», мировоззрения. Только делаться теперь это дóлжно по другому…
И ещё. Надо разделять уровни. Мировоззрение (картина мира) и идеология (групповые принципы, правила, этика). Это исходное, чтобы не было кучи-малы… (См. .6)
БББ:
Самая успешная и вредная идеология – это идеология гламура. Гламур – это система непрерывной генерации ценностей жизни, стандартов материального потребления, а также духовного потребления на показ, определяющего значимость индивида в социуме, а также его сексуальную притягательность. Назначение гламура в рыночных обществах – извлечение дополнительной прибыли путём стимуляции и планировании развития рынков через рост продаж, а нерыночных – присоединении к рыночным. Она победила христианскую идеологию, коммунистическую и сражается с мусульманской.
БББ:
Сие построение есть преувеличение, раздувание частности до вселенского уровня, то есть то, что раньше называли «глубокая философия на мелком месте». Приписывание «гламуру» свойств атрибута социального бытия призвольно и неправомерно, поскольку имеет основой эмоции, а не рацио, поскольку неправомерно расширяет смысл понятия.
ААА:
Так называемая «идеология гламура» – это в продолжение может быть главной дилеммы в самом человеке: «быть или казаться»… Эта дихотомия реализуется в разных вариантах, в разных житейских развилках для человека. Суть такого выбора – Подлинность (честность, принципиальность, …) или Игра (выгода, релятивизм)… И здесь множество переливов, сохраниться в которых можно лишь, имея нечто вне себя…
Сергей_А_Алфёров
БББ:
Боюсь, что идеологии не уходят, они маскируются, приспосабливаются. Демократия, общечеловеческие ценности, свобода – новые личины идеологий. Правда, гримом с помощью которых идеология сейчас маскируется, являются средства массовой информации в части техник промывания мозгов и политической рекламы, политика в виде манипуляции общественным мнением и массовым сознанием. Идеологии – это взгляды и способы манипуляции массами со стороны элит. Есть элиты и есть толпа – есть и идеологии, только больше неявные, скрытые.
А вот смыслологии – это феномен для обсуждения достаточно новый. Приходит ли он на смену идеологий? Скорее всего, придёт в будущем. Смыслологии – это способ общения с высшими силами, с Духом. Сейчас он скрыт в религиях, оккультизме, таких феноменах, как символизм. Наступают последние времена, скоро вся цивилизация в физическом мире просто рухнет, исчезнет в катаклизмах. И где тут будут старые идеологии? Их просто не будет, поскольку не будет ни элит, ни толпы. И вот тогда им придут на смену смыслологии, как способ общения с высшими силами.
ААА:
Да. Можно было бы нам и вообще никак этот феномен не называть с окончанием на -логия, но… Но, во-первых, надо обозначить движение от идео-логий, как крайностей по факту стадности, толпы. (Идеология – это крайность, это значит «далеко зашли»… От истины.) А, во-вторых, дóлжно обозначить не возврат к мистике и юродству, но общий качественный шаг жизни с Высшим… И соответствующие процессы (и понятие) нового познания, образования, формирования общественного…
БББ:
На место разнообразных "-логий" придёт, на мой взгляд, вовсе не «мистика» (или не только «мистика»), но нравственность. То есть на место «разума» (в кавычках, поскольку это вовсе не разум в метафизическом смысле, а только рассудочность, вполне животная) придёт Совесть, Честь, Достоинство в разнообразных вещных воплощениях. Нравственность как основание всякой разумной и рассудочной деятельности и есть тот самый «качественный шаг жизни»…
БББ:
Даже если существует «идеология целого», она всегда может быть дифференцирована. И отдельные качества целого могут рассматриваться как идеологический «базис». До тех пор, пока не будет СФОРМУЛИРОВАНО «идеальное целое» – эталон, устраивающий все группы участников, будут наблюдаться элементы идеологий. Да и тогда направления к «эталону» – будут идеологизироваться в зависимости от сиюминутных интересов, а то и уводиться в «сторону». Поэтому очень сомневаюсь, что идеологии уходят.
Сергей_А_Алфёров
ААА:
Здесь правильно то, что люди, оставаясь людьми, многие и ещё долго будут видеть и судить обстоятельства со своей сиюминутной стороны… А завтра – чуть с другой… Просто теперь дóлжно показать, что это только одна сторона, и по ней одной можно не подняться к истине, а пройти в ад. Должно измениться и сознание, и отношение общества к этому… Сварод объединяет все стороны и пути… Общество должно стать больше семьёй, государство – больше полисом, население – не нацией, а свародом. Просто альтернативы нет…
БББ:
Ну если уж о соборности говорить, то она без коллективного мышления не возможна. А что такое «коллективное мышление» как не идеология? А что такое СМЫСЛОлогия? Не понял.
ААА:
«Коллективное мышление» это совсем не «идеология». Вы их соединяете, превращая «Идеологию» в следствие её, причём в негативное; и превращая «Коллективное мышление» из реального позитивного процесса в сторонний диагноз отстранённого наблюдателя… Ну если не дано, значит не дано. И если не надо, значит не надо.
БББ:
Так, и что такое смыслология?
ААА:
В одном описании позиции исходного текста появилось слово «субъективность». Но это смешение, не различение не верно. (Также смешивают в других местах – возможно преднамеренно – цивилизованный и цивилизационный, или национальный от национальности или от нации-государства.) Здесь – не субъективность, а субъектность. В этом ответ на многое… Качество субъектности и соборности… Отсюда и отличие смыслологии и идеологии… Что важно видеть-понимать здесь? Связанность состояний, в которых то и живёт иное качество и акторов, и процессов, и мышления, и идей… В самом конце текста было обозначено косвенно – не через дефис, через запятую – что смыслология связана с «субъектной ответственностью». То есть смыслологии не присягают и не присоединяются (как идеологии), не получают за неё оценки и должности. Но вырабатывают сами ПРИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗАЯВЛЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ОБЩЕСТВО В ЦИВИЛИЗАЦИЮ. И вот эти ценности – метафизические максимы – это общая правда. Ей императивно подчиняется социальная жизнь. Они фактически – те, которые мы говорим нашим детям и по которым будет организована жизнь целостно. И на пути к этой целостности каждый вырастает в своей теории, в своём смысловом построении, своём личностном произведении, своей субъектности… Этика субъекта будет не просто соблюдением запретов или повторением заветов, но творчеством в рамках исходных смыслов.
Смыслология – это личностное осмысление жизни, то есть одновременно привнесение: в неё – блага и в себя – целостности. Это деятельностное само-созидание Субъекта, то есть здорового человека.
Сергей_А_Алфёров
БББ:
У нас в одной субъектности многожёнство разрешено, а в другой моногамия. И как это в государство объединить? У нас от одного субъекта до другого неделю скачи на коне не доскачишь. А это как? Вот и заведёт каждый субъектный князь у себя, себе удобную смыслологию. И что это будет за государство?
ААА:
Вы, наверное, преднамеренно всё спутываете… Значит, «особенности Субъектов федерации» и «Единство государства»… И сразу появляется вопрос – «Что такое единство государства и на чём оно держится?»…
Государственное строительство к тому, что написано выше имеет отношение, но не прямое. Подробности здесь уведут далеко. Могу сказать одно – возможно соединить и эффективное государство и субъектность. НО ЭТО ДРУГОЕ ОБЩЕЕ КАЧЕСТВО ВСЕГО.
Приходит время Империй (или Держав) на своих цивилизационных ценностях… А из тех империй, которые есть или предполагаются (исторически) лишь центральная – Россия – не сформулировала себя, не оформила. Те же, которые будут строить себя на крайностях, долго не устоят. Америка – первая. Идеология Цивилизации, идеология Державы – это уже нечто другое. И в наше время здесь уже будет не достаточно ни теологии и теократии, ни Избранности, ни Императора… Должны появиться новые смыслы и каналы их реализации. Условно говоря, если смыслы прежних империй ограничивались размером Ойкумены-Земли и Небом, отдельным над ней, то в смыслах новых империй Земля и Небо не разъединены… Но вот с какой целью? Что здесь – Истина?
БББ:
Истина есть обобщение всеобщей связности мира; правда есть отражение во внутреннем мире человека чувственных явлений внешней по отношению к человеку реальности. Истина, сопоставимая с вещной реальностью, является правдой, то есть частным случаем Истины. Сама Истина с реальностью несопоставима, поскольку она есть целостность реальности, далёкая от вещных форм. Из факта существования Истины напрямую выводятся определяющие человека сущности: Совесть, Честь и Достоинство.
Совесть есть ощущение существования Истины, данное человеку от рождения, дар Человеку от Бога, основа существования человека в его ипостаси Богочеловека. Иными словами, именно совесть, а вовсе не разум, выделяют человека из всего иного живого и неживого мира. Заглушите в себе совесть – и никакой разум не выделит Вас из мира животных, не отделит Вас от скотины, удел которой «ярмо с гремушками да бич»…
Совесть есть основание для Чести и Достоинства, которые конкретизируют эту категорию существования человека в социальных связях. Только Совесть, Достоинство и Честь есть то, что выше жизни, то есть выше факта существования индивидуума среди прочих явлений мира. Именно поэтому Совесть, Достоинство и Честь могут и должны являться именно тем цементом, который скрепит атомизированное нынче общество и позволит создать единство противоположных устремлений.
Единство не в единомыслии, как было до сих пор в том единомыслии, которое, как свидетельствует опыт человечества, с неизбежностью приводит к большой крови (фашизм в Германии, коммунизм в России, мусульманство на Ближнем Востоке, протестантство в Европе и Америке), а единство в ЕДИНОЧАЯНИИ, которое не только допускает, но и требует разномыслия во имя достижения единой и близкой всем цели.
Возможно, что именно ЕДИНОЧАЯНИЕ, основой которого является Совесть, есть тот выход из кризиса мировой цивилизации, который суждено предложить России для всего мира.
ААА:
Некоторые в комментах опасаются возможной войны… Война – не война. Но «русская цивилизация» должна будет (понимаете – долг это, неизбежность) оформить своё бытие, Россия должна будет стать цивилизационной Державой. Альтернатива – полное распыление и забвение, то, о чём проговорился снова Ж-юморист — «разравнивание России». И названия не останется. Вот тогда и миру – конец. Баланса не будет.
Бояться надо забвения. Бояться – непонимания себя. Бояться – манипулирования чуждым. Потому что уничтожают и без войны. Война и так идёт, только на уровне детей… Воюют наши дети.
Исследователь
И остался просто Человек

"Человек" делится на "самодостаточного" и "разумного", первому цель определяют его желания, а второй для целеполагания использует своё развитое умозрение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.